АДЫГСКАЯ ЦИНОВКА

Дата публикации: 12 мая 2016

Древнее искусство плетения адыги применяли в самых разных областях своего быта. Жилища делали из стеблей камыша, переплетенных между собой и обмазанных глиной, из прутьев лозы изготавливали загоны для скота. Из побегов ивы, кизила, лещины плели ограды вокруг домов, продевая ветви между кольями, расположенными на некотором расстоянии друг от друга. Корзины для фруктов и зерна плели из стеблей болотной травы, камыша, стеблей кукурузы.
Очень красивыми были плетеные циновки - «арджэн», на которые умелые мастерицы наносили орнамент. Состоял он в основном из стилизованных изображений растений и животных, геометрических фигур, фамильных знаков адыгов, носивших название «тамга».
Для разных событий в жизни использовались различные виды циновок. Например, при подготовке приданого для свадьбы, невеста должна была сплести три циновки, на циновке она должна была стоять и при первой встрече со свекровью.
Днем циновку использовали в качестве декоративного коврика, ночью стелили на постель, на небольших циновках, при приготовлении лепешек, раскладывали тесто.
Циновками утепляли полы и вешали на стены жилищ в качестве украшения, несколькими циновками покрывали место самого старшего человека в доме, на циновке, носившей название «намазлык» молились.
Рогозу (кугу) – болотную траву перед плетением специальным образом подготавливали. Стебли травы нужно было срезать в июне, до цветения и выбрать женские растения, листья которых мягче и не ранят руки при плетении.
Для получения различных оттенков цвета, стебли травы высушивались разными способами. Золотистый оттенок, стебли травы приобретали, если их сушили на солнце, природный зеленый цвет ее стебли сохраняли, если их сушили в прохладном, темном месте.
Для плетения орнамента использовали стебли темно-охристого и темно-коричневого цвета.
Темно-охристый цвет получали, вымачивая высушенные стебли в проточной воде ручья, под каменным грузом, в течение 5-7 дней. Темно-коричневыми стебли травы становились, если их вымачивали в яме с дубовой корой и ветками ольхи.
Для плетения использовали деревянную раму, с вертикально натянутыми внутри нее нитями основы.
Стебель продевался между натянутыми внутри рамы нитями, определенным способом, заранее задавался шаг плетения. На нитях, закреплялась поперечная планка с отверстиями, равными по количеству числу нитей называемая «бердо». Опуская ее, мастерица прижимала только что вплетенный в циновку стебель к продетому ранее, тем самым уплотняя плетение.
Древнее искусство плетения циновок сохранилось в Адыгее и в наши дни. Признанный знаток народных ремесел, участник этнографических экспедиций, автор книги «Искусство адыгской циновки» - Замудин Гучев, передает свои знания и опыт ученикам в открытой им в Майкопе музейной мастерской.

Специально для гостей Адыгеи Замудин Гучев предлагает мастер-класс - и вы станете обладателем уникального сувенира. Смотрите раздел "Туристские программы"

Мы используем cookie. Оставаясь на сайте вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку персональных данных

© 2024 «Горы Удовольствий»
Политика конфиденциальности
Разработка сайта — Tegra