Патриарх черкесского костюма

Дата публикации: 28 сентября 2016

Вы знаете, к чему приурочена дата празднования Дня черкесского костюма?)

28 сентября - День рождения известного адыгского модельера Юрия Сташа. Сегодня Юрию Махмудовичу исполняется 85 лет!
Заслуженный работник культуры Адыгеи, художник-модельер, конструктор-модельер, лауреат Государственной премии РА в области искусства, лауреат премии республиканской общественной организации Лига мира Юрий Сташ на основе адыгского костюма создает уникальные произведения, призывающие к миру, добру, и единению.
Первый национальный кутюрье Адыгеи, удивительный художник-дизайнер с ярким, неординарным, самобытным почерком. Создал великолепную выставочную коллекцию, насчитывающую десятки костюмов от традиционных национальных до философских, провозглашающих добро, дружбу, мир на Земле, а также сотни изделий декоративно-прикладного искусства.
Юрий Сташ возрождает огромный пласт традиционного художественного ремесла черкесов - золотое шитье, аппликацию и плетение. Его костюмы-символы - авторские вариации традиционного черкесского женского и мужского платья. Художник синтезирует в своем творчестве традиционное и новаторское искусство, мифы и реальность, реализм и сюрреализм. Его костюмы наполнены пространственной жизнью, движением и светом.
Его произведения результат высокого поклонения художника искусству, многолетнего интереса к истории, фольклору, культуре, традициям родного адыгского народа и народов мира; для него важно воссоздать в них не столько внешний образ, сколько поэтическую атмосферу былого, очищенную от всего преходящего, темного, злого, что во все времена так омрачало человеческую историю.
Украшением его коллекции являются философские костюмы — символы. Некоторые модели нас удивляют — это костюмы «Лесная нимфа», «Богиня Инара — воинственная покровительница Хаттусаса», некоторые восхищают — костюмы «Амазонка», «Меотянка», «Адыиф», а иные кажутся давным-давно известными — это модели по мотивам традиционной адыгской одежды. Работая в этих жанрах, он с каждым новым платьем привносит что-то новое — или цвет, или отделку, или линию, или длину, но лишь в той степени, в какой его чувство меры не позволяет ему нарушить их первоначальное единство задачи и формы. Его модели узнаваемы, и что самое главное — они узнаваемы благодаря присутствию индивидуального почерка.
В своем творчестве Юрий Сташ часто использует архетипические образы и сюжеты национальной культуры, которые в основном носят характер цитат. Ведь в современном художественном творчестве эти темы обрастают новыми смысловыми покровами; параллельно вскрываются древнейшие, глубинные содержательные пласты. Фактически уже невозможно затронуть какую-либо тему и образ без того чтобы не потревожить внешние многочисленные слои — оболочки, имеющие определенную художественную выразительность и содержательность. Поэтому зачастую работу над художественным образом он сводит к сопоставлению, трансформации, смысловой и визуальной коррекции, скрещиванию, перефразированию уже имеющихся образных форм, как, например, в костюме-символе «UNPO». В основе их построения — традиционное адыгское платье с крыльями — необыкновенно поэтичное обращение к прошлому, которое в каждой отдельной модели несет в себе особое содержание.
Отсылка к этническому первоисточнику происходит и за счет использования соответствующих материалов, которые не копируют ткани, а лишь воссоздают их колорит, особенности построения орнаментальных композиций или форму декоративных элементов.
Орнамент неизменно предстает в костюмах Ю. Сташа как часть отделочно — декоративной структуры костюма, его ритмической образующей. Особенности орнаментальной структуры формы автор подчеркивает выразительной отделкой галунами и басонными изделиями. Отдельные акценты расставлены при помощи украшений из кожи, металла, стразов и т.д. Цветовая гамма коллекции разнообразна и жизнеутверждающая.
Так же хотелось бы отметить некую диффузию стилей в его коллекции, синтез культурных традиций Востока и Запада. Это особенно просматривается в платье «Толерантность», в котором одна часть сделана в стиле длинного адыгского национального платья, а другая — короткая символизирует европейский наряд. В этом, казалось бы, дуалистическом противопоставлении стилей автор видит слияние двух разных культур. Изысканная игра со структурой и формой преподносит костюм в самом выгодном свете.
Поэтический настрой, который мы ощущаем в его костюмах, находит свое дополнение в многочисленных декоративных панно и пирамидах. Сюжеты панно — реальные картины жизни, их эмоционально-обобщенное прочтение.
Пирамиды художника лаконичны; чаще всего он украшает их изображениями человеческих фигур, запечатленных в танце, музыкальными фразами и родовыми знаками. Все это в целом образует некий символичный орнамент. Таким образом, он стремится выразить единую всепроникающую идею о преемственности эпох и поколений, о животворном духе народа, неподвластному разрушительному ходу времени и конфликтам истории.
Основной жизненный принцип Ю. Сташа — толерантность, он призывает людей всего мира сохранять индивидуальность каждого народа, так как если хоть одно звено в цепи исчезнет, то потеря для человечества будет невосполнимой, — считает художник.
Творчество Ю. Сташа являет такую гармонию, которая вызывает у зрителей встречный импульс: подъем, вдохновение, живое и радостное ощущение жизни. Произведения художника являются украшением международных, российских и республиканских выставок и конкурсов. Его уникальная коллекция экспонировалась в России и за рубежом — в Москве, Краснодаре, Черкесске, Нальчике, Ставрополе, Кисловодске, Пятигорске, Турции, Сирии, Иордании, Эстонии, США и т.д.

интернет-сообщество "Типичная Адыгея"

Мы используем cookie. Оставаясь на сайте вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку персональных данных

© 2024 «Горы Удовольствий»
Политика конфиденциальности
Разработка сайта — Tegra