ИЗЯЩНЫЙ ЯЗЫК ЧЕРКЕССКИХ МАСТЕРИЦ

Дата публикации: 18 марта 2024

Золотошвейное искусство адыгских мастериц XIX– начала XX веков, которое мы изучаем спустя столетия через музейные экспонаты и благодаря реконструкциям современных мастеров по золотому шитью, не может не удивлять художественной эстетикой, лаконичностью и даже необычной геометрией своих орнаментальных композиций. То изящество и красота орнаментальных рисунков, которые мастера прошлого создавали с помощью золотых и серебряных нитей на нарукавных подвесках, сумочках и кисетах, подчасниках и веерах, настенных панно, потрясают и покоряют с первого взгляда. Однако современные ценители адыгского золотошвейного искусства мало что знают о том рукотворном языке, которым владели черкесские мастерицы во все времена. Несмотря на редкие попытки ученых XX века изучить адыгские орнаменты, этот изящный золотошвейный язык так и остается до сих пор великой тайной даже для современных мастеров и исследователей. Хотя некоторые из них, те, кто десятилетиями занимается золотым шитьем, сумели приоткрыть завесу и расшифровать его.
Как и кем изучался орнаментальный язык адыгских мастериц? Каковы были и остаются основные мотивы адыгского орнамента? Как можно расшифровывать орнаментальные композиции на изделиях искусных черкесских мастериц? На эти уже вековые вопросы постарается ответить адыгский этнограф, автор научной работы о золотошвейном искусстве адыгов, кандидат исторических наук Нуриет Теучеж.

Какова история изучения орнаментального языка адыгских мастериц-золотошвейниц?
Н.Т.: Орнаментальный язык золотошвейного искусства до сих пор до конца не изучен. Конечно, это связано, прежде всего, с тем, что каждая адыгская мастерица искусно использовала известные всем орнаментальные мотивы для передачи своей мысли по-своему или использовала уже известные композиция, передавая его своим почерком. Последнее мы наблюдаем сегодня в изделиях современных мастериц. В XX веке было несколько попыток исследовать адыгский орнамент. В свое время адыгские орнаменты изучали советские ученые Е.М. Шиллинг и В.Г. Пожидаев. В своей статье «Адыгейский узор» (1940 г.) Е.М. Шиллинг выделял среди орнаментов, вышитых на нарукавниках, элементы адыгских тамговых знаков, узор древа жизни, схематичное изображение человеческой фигуры. А В.Г. Пожидаев выдвинул первым в 1948 году теорию о тамговых мотивах, ссылаясь на адыгский материал.
Одной из первой эту непростую задачу решала также черкесский этнограф Мин-Кутас Азаматова, посвятившая 17 лет жизни послевоенному воссозданию Национального музея Адыгеи. Всем современным мастерам известен её сборник «Адыгейский народный орнамент», изданный 60 лет назад. Как недавно стало известно, знаменитый черкесский художник-модельер Юрий Сташ создал в 1975 году вместе со своими коллегами-конструкторами коллекцию орнаментов под названием «Адыгейский народный орнамент в современной одежде» и даже использовал их в своей работе. Правда, этот альбом адыгских орнаментов имел исключительно прикладной характер. А в 1998 году вышло в свет в Адыгее уникальное на тот момент издание «Золотое шитье адыгов (черкесов). Из коллекции Национального музея Республики Адыгея», основным автором которого как раз была я.
Научная классификация орнаментальных мотивов золотошвейного искусства адыгов была представлена мной впервые в 2001 году в статье «Адыгейский орнамент в золотошвейном искусстве», опубликованной в сборнике Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований «Культура и быт адыгов». В дальнейшем она вошла в мою научную диссертацию по теме «Золотошвейное искусство адыгов: Историко-этнографическое исследование», которая была защищена мной и принята всем этнографическим научным сообществом России, то есть Институтом этнологии и антропологии Российской Академии Наук в 2005 году. Огромный вклад в изучение орнаментальных композиций внес Феликс Наков, в настоящее время директор Национального музея Кабардино-Балкарии. Его исследование отразилось в монографии «Тхыпхъэ. Адыгская (черкесская) знаковая система», опубликованной в 2010 году. В ней очень наглядно представлены различные композиции орнаментов на нарукавных подвесках адыгских женских национальных костюмов и их связь с контекстом Нартского эпоса. Уже в XXI веке защищаются другие научные работы, публикуются другие издания о золотом шитье адыгов, но их авторы опираются, прежде всего, на все вышеперечисленные мной источники. А между тем, язык адыгских мастериц прошлых веков, как я уже говорила, так и остается малоизученным.

Как исследователь, классифицировавший адыгские орнаментальные мотивы, расскажите, какие из них были наиболее распространёнными у черкесских мастериц в старину?
Н.Т.: В моей статье «Адыгейский орнамент в золотошвейном искусстве» представлена наиболее полная классификация орнаментальных мотивов, а также их семиотическое значение. Можно выделить несколько видов в адыгском орнаменте. Наиболее древним для адыго-кабардинской группы является геометрически-зооморфный вид, тогда как общими для народов Северного Кавказа были рогообразные мотивы. Позднее появился растительный орнамент, получивший особое развитие во второй половине XIX столетия и наиболее типичный для шитья гладью.

На самом деле, у адыгов ограниченное количество орнаментов, среди которых можно выделить следующие элементы, например:
трехлепестковая фигура или трилистник, что могло обозначать клевер, соединение трех миров: водного, земного, небесного; священное число «3»;
рогообразный элемент, который передавал схематично у адыгов образ головы барана, оленя, быка и символизировал благоденствие и благополучие, обозначал также благопожелание процветания;
ромбовидные фигуры или имитация циновки, они обозначали четыре стороны света
дискообразная и грушевидная фигуры, которые могли символизировать солнце, если вышивался диск золотом, или луну - если серебром. Кроме того, любая обтекаемая форма фигуры имела смысл вечной жизни, так как адыги верили в загробную жизнь;
крестообразный стиль, который мог обозначать символ священного огня, защищающего от злых духов, и воспринимался как хранитель очага или птица в полете;
человекообразные фигуры, что очень часто использовались при вышивке на женской обуви, при этом, если нижние завитки уходят вовнутрь рисунка, то это женский образ, если наоборот – мужской образ, и др.

Растительный орнамент, который появился позднее остальных, мог изображать семя березы, веточку дерева, траву или цветок в виде ромашки. Фигуры более позднего происхождения были менее стилизованные и включали листочки, ростки, стручки, «стамбульский цветок», усики винограда или бобовых растений.
Все перечисленные орнаменты имели свой определенный смысл и были связаны с культовыми обрядами и верованиями адыгов. Особое место среди орнаментальных мотивов занимали и занимают тамговые знаки. Всем известно, что тамга – это родовой и фамильный знак, который использовался для таврения скота или, так сказать, как «подпись художника». Но и в то же время тамга могла быть вписана в орнаментальную композицию. В таком случае все другие орнаментальные элементы композиции служили благопожеланием для этого рода.

Говоря об орнаментальных композициях, как их понимать и расшифровывать современным мастерицам? Был ли какой-то некий код или правила их построения?
Н.К.: Прежде чем говорить об орнаментальных композициях и их интерпретации, стоит напомнить, что композиция самого орнамента строится по вертикальной линии с симметрично идущими по бокам ответвлениями или по двум крестовидно пересекающимся осям. Об этом писал в своей статье «Адыгейский узор» Е.М.Шиллинг. В целом, в орнаментальной композиции фигуры или элементы различаются определенным сочетанием по фону, соединениями ткаными галунами или плетеным сутажом, образующими прямые или кривые рисунки. Чтобы понимать и расшифровать такие композиции сегодня можно идти двумя путями: от элементов к целому узору или, наоборот, от всей орнаментальной картины к отдельным фигурам. В первом случае, интересен опыт члена Союза художников России Вячеслава Мастафова, который вместе с научным сотрудником отдела Кавказа и Средней Азии Российского этнографического музея, доктором исторических наук Виктором Дмитриевым подготовил каталог «Предметы адыгской культуры в собрании Российского этнографического музея» в 2016 г. В подробном описании музейных экспонатов мастер попытался трактовать орнаментальные композиции по фигурам и элементам, полагаясь на свои знания и многолетний опыт золотошвейного искусства адыгов.

Например, возьмем экспонат 157 на странице 198. Это настенный подчасник с вышитым золотом изображением «прорастающего древа», как отмечено в описании. Орнаментальная композиция состоит из растительных элементов и геометрических связующих прямых и дугообразных линий вверх и вниз и овальной ромбовидной фигуры, исполненной в технике «адыгэ идагъ» («вприкреп»). С первого взгляда на вышивку понятно, что это изображение дерева, поскольку линии вверх символизируют ствол и ветки, а линии вниз – корни. Овальный ромб – это семя, из которого произрастает само дерево. Семиотическое значение всей композиции – это благопожелание о процветании во времени. Другой наглядный пример – это сумочка для рукоделия (экспонат 160, страница 200). В описании указано, что «орнамент растительный: на лицевой стороне два ромба с побегами в зеркально-осевом отображении, на обратной стороне – ромб с трилистниками, на боках – побеги вьюнка». Хотя можно рассмотреть композицию и по-другому. На лицевой стороне четко просматривается человекоподобная фигура, у которой очерчена голова овалом, внутри него росток. Эту композицию овала с ростком и завитками можно соотнести с головой человека, рождающего свои творческие мысли и идеи. Что вполне подтверждается, если учесть, что это сумочка для рукоделия. Полая или схематичная композиция обратной стороны, выполненная с использованием плоского сутажа, возможно, обозначает, так же зарождение творческой идеи.

Второй путь интерпретации орнаментальных композиций в золотошвейном искусстве адыгов – от общего к частному - близок к методу Феликса Накова, который связывает сочетания элементов орнаментальных узоров на нарукавных подвесках адыгских женских костюмов с изображением женского божества с акцентированием внимания на рождении (родах) и груди с материнским молоком, символом родства, связи, нерушимых уз. Для него важна семиотическая парадигма «Плодородие», «роды», «плод». Согласно его интерпретации, например, стилизованное изображение головы божества передается либо в виде треугольника, либо в форме трилистника, либо рогообразной фигурой.
Однако, если учесть саму технологию изготовление золотой вышивки, можно сделать такой вывод, что черкесские мастерицы закладывали определенную мысль, идею, благопожелание или даже текст, используя готовые вышитые детали. Соединяя по-своему распространенные в их времена элементы и фигуры, они создавали уникальные орнаментальные комплексы. В связи с этим, изучая музейные архивы и фонды, создается впечатление, что у адыгов орнаментов и орнаментальных композиций было много. Но, чтобы их понять, интерпретировать или расшифровать, необходимо знать в совершенстве адыгскую орнаментальную азбуку, которая отчасти представлена в классификации адыгских орнаментов, имеющих каждый свое семиотическое значение. Но это тема для отделенного научного исследования.

А как Вы считаете, современные мастерицы развивают адыгский орнамент, создавая сегодня свои работы?
Н.К.: Сперва наши мастера больше подражали мастерам прошлых столетий, закрепляя навыки технологий золотошвейного искусства адыгов: вышивка «вприкреп», городское шитье, тканье галунов и басонное плетение. Но сегодня мастерство некоторых достигло такого развития, что они пошли вперед и стали сами создавать свои орнаментальные композиции, иногда по наитию, как раз используя элементы орнаментальной азбуки адыгов. Черкесский художник-модельер Юрий Сташ, заслуженный художник Республики Адыгея Гошефиж Абредж, известные мастера Вячеслав Мастафов и Сафиет Сет создают свои работы с новыми орнаментальными композициями. А молодые мастерицы в своих работах учитывают современные тренды, можно сказать, создают «орнаментальные аранжировки». На самом деле, радует, что сегодня золотошвейное искусство адыгов изучается, сохраняется, развивается и продвигается. И, возможно, оно становится, так сказать, на наших глазах этнокультурным брендом Республики Адыгея.
Благодарим за интересное интервью!

Интервью подготовила Фатима Теучеж 29 октября 2020 г.
Интервью опубликовано с разрешения автора.

Мы используем cookie. Оставаясь на сайте вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку персональных данных

© 2024 «Горы Удовольствий»
Политика конфиденциальности
Разработка сайта — Tegra